Как научить ребенка делиться

Детям всегда трудно расставаться с любимыми игрушками и вещами. Нежелание делиться и эгоизм — закономерная часть процесса развития и взросления ребенка. К трем годам жизни малыш учится отделять себя от взрослых (в особенности, от мамы) и становится индивидуальностью. В этом возрасте все чаще звучат слова «Я сам!», «Это мое!» и другие. У многих детей появляется привязанность к определенным игрушкам, которыми их не заставишь поделиться ни при каких обстоятельствах. Как научить ребенка делиться, не используя при этом жестких и губительных методов?

Стоит помнить, что истинное желание поделиться чем-то основано на сочувствии и понимании мотивов и потребностей других людей. Не стоит ожидать от двух или трехлетнего ребенка искренних порывов отдать кому-то свои любимые вещи, так как дети дошкольного возраста не обладают столь сильным эмоциональным интеллектом, как взрослые люди, и, порой, довольно трепетно относятся к игрушкам, не обладающим настоящей ценностью. Однако, при правильном воспитании, можно добиться положительных результатов и в более раннем возрасте. Поскольку дети начинают играть друг с другом и сотрудничать в игре, они начинают понимать значение совместного использования вещей.

Что можно сделать?

  1. Не принуждайте ребенка делиться. Вместо этого создайте отношения и среду, которые поощряют ребенка в этом желании. Для Вас это только игрушки, для ребенка — ценные, дорогие вещи. Уважайте чувства малыша, поощряя способность делиться. Наблюдая, как Ваш ребенок находит свое место в групповой игре, Вы много узнаете о нем и определите, в каком руководстве он нуждается. В дошкольные годы ребенок естественно проходит стадию «что это дает мне» и переходит в социально значимую стадию «что это дает нам». Постепенно, с помощью родителей, дети узнают, что жизнь протекает более гладко, если они способны поделиться.
  2. Показывайте пример. Дети всегда ориентируются на родителей. Поделитесь чем-нибудь «своим» с ребенком или сделайте акцент на том, как Вы поделились чем-то со своим другом или другим членом семьи. Не настаиваете на том, чтобы ребенок это тут же повторил за Вами, постепенно он сам придет к осознанию важности совместного пользования.
  3. Игра – лучший способ. Даже двухлетний ребенок может принимать участие в игре под названием «Поделись своим богатством». Дайте малышу несколько конфет, цветов или игрушек и попросите его поделиться ими со всеми, кто находится в комнате: «Дай одну старшему брату. Дай один папе». Этим Вы формируете у ребенка понимание, что совместное использование приносит радость и является нормальным образом жизни.
  4. Попеременное владение. Использование таймера помогает решать споры из-за игрушки. Две минуты — достаточное время для маленьких детей. Старших можно попросить подождать подольше. Когда время истечет, игрушка переходит к другому ребенку на то же время (хотя он мог уже забыть, что она ему нужна). Если этот метод не действует, используйте «отдых» для игрушки. Положите ее в шкаф и объясните, что игрушка останется там, пока они не научатся совместно играть с нею. Со временем дети поймут, что лучше пользоваться игрушкой совместно, чем утратить ее совсем. Они будут учиться сотрудничать, понимая, что при этом выигрывает каждый.
  5. Планируйте заранее. Если Вы идете в гости, не забудьте взять свои игрушки. В гостях наверняка найдутся игрушки, которые заинтересует Вашего ребенка, а маленькому хозяину будет легче поделиться с гостем, который пришел не с пустыми руками. Обязательно заранее скажите ребенку, что, когда вы будете уходить, он все игрушки сможет забрать с собой. Для детей 2-3 лет это далеко не очевидно и может вызывать сильное беспокойство, препятствующее обмену и взаимным уступкам.
  6. Защитите интересы своего ребенка. Если Ваш ребенок очень ценит свою игрушку, уважайте это чувство, но учите его быть щедрым. Если он испытывает особую привязанность к каким-то игрушкам, лучше убрать их заранее, чтобы другие дети не забрали. До начала игры помогите малышу разделить игрушки на те, которыми он готов поделиться, и те, которые следует убрать.
  7. Дайте детям возможность поделиться. Например, можно просто дать ребенку печенье и попросить его поделиться с другом. Для обоих детей это будет полезный урок, каждый запомнит, как нужно себя вести в определенных ситуациях и, с большой долей вероятности, в дальнейшем научиться делиться самостоятельно, без подсказок.