24 сентября 2018

Турнир дебатов «Ускорили ли реформы Александра II Великую Русскую революцию?»

24 сентября студенты-добровольцы исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова провели турнир дебатов в рамках проекта культурно-исторического просвещения «Карамзин 2.0». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Темой для обсуждения стали реформы Александра II — был выдвинут вопрос, ускорили ли эти реформы Великую Русскую Революцию или не оказали на неё существенного влияния.

Студенты напомнили ребятам о том, что в 1860—1880-х гг. в России был проведен ряд реформ, направленных на качественное изменение практически во всех сферах жизни. Ключевой реформой, безусловно, явилась Крестьянская реформа 1861 г., основным положением которой стала отмена крепостного права. Однако были ли все эти реформы проведены качественно? Привели ли они к тем переменам, которые и задумывались в данных проектах? Увы, на этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Как и нельзя точно сказать, ускорили ли реформы Великую Русскую революцию. Для школьников очень важно понимать размах, всеобъемлющую важность и, главное, долгосрочность тех последствий, которые повлекли за собой реформы Императора-Освободителя.

Студенты ознакомили школьников с правилами проведения дебатов в соответствии с форматом образовательных дебатов Карла Поппера.

Школьники разделились на несколько команд, которые, в свою очередь, были поделены на две стороны: отрицания и подтверждения выдвинутого тезиса.

Сторона Подтверждения отстаивала точку зрения, что реформы Александра II действительно имели значительное влияние на русскую революцию. Сторона Отрицания, напротив, высказывалась за отсутствие серьезного влияния реформ Александра II на развитие революционных идей и приближение Великой Русской революции.

По итогам турнира было выявлено несколько лидирующих команд в отстаивании обеих точек зрения. Школьники были награждены памятными призами и грамотами.

Педагоги поблагодарили студентов за хорошую организацию дебатов и отметили, что подобный формат мероприятий имеет большое практическое значение, поскольку способствует развитию у школьников навыков критического мышления, исторической аргументации и работы в группах.

Ребятам очень понравился необычный формат изучения истории, они отметили, что получили хороший опыт участия в дебатах, приобрели новые навыки, посмотрели на своих сверстников, по-настоящему увлеченных историей, другими глазами, выразили желание участвовать в подобных мероприятиях в дальнейшем.